Расписание Хочу помочь семинарии
Подать записки в семинарский храм
kur.pds@yandex.ru

В семинарии почтили память Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

10.02.2020 новости
В семинарии почтили память Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

9 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее и день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, ректор семинарии архимандрит Симеон (Томачинский) возглавил Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Курской духовной семинарии.

Ему сослужили: насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря игумен Августин (Заярный), проректор по воспитательной работе диакон Иаков Матросов и студент 4-го курса бакалавриата диакон Димитрий Лавринчук.

После чтения Евангелия студент 4-го курса бакалавриата Даниил Пивоваров произнес проповедь на евангельский отрывок о мытаре и фарисее.

- В этой притче заключены два подхода обращения к Богу, - отметил Даниил. - Один перечисляет заслуги и осуждает ближнего, а другой, видя свои недостатки, просит у Бога помощи в их устранении. Фарисей имел наработки борьбы с внешним проявлением греха, и он не становиться на путь мысленной борьбы, отрешаясь греховных мыслей, а берет на себя роль судьи, обличая других. Мытарь, понимая свое неугодное положение перед Богом, имеет желание исправиться, о чем просит у Бога: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». Он видит, что своими силами ему не удается разрешиться с грузом накопившихся грехов.

Причиной фарисейского неведения, затмившая ему глаза, стала гордыня.

Святой преподобный Иоанн Лествичник:

«Гордость – наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся в отвержении Бога и презрении людей»

Как благоразумный разбойник покаялся и осознал, что он человек, действительно, грешный: «Достойное по делам моим приемлю», так и мытарь понял, что недостоин находиться в храме Божием, но надеялся на милость Божию и Господь, видя его смирение, исцелил его раны.

«Подобно и мы с вами, как только заметим в себе начало гордости, то вспомним эти примеры и исправим свою грешную, недостойную жизнь, изменимся с Божией помощью», - отметил Даниил.

«Чтобы уберечься от гордыни, будем стараться наблюдать за собой. Ведь мы сами имеем много недостатков, и стараемся отыскать подобное в других как в зеркале, отражающем себя самого. В чужом глазу соринку видим, а в своём и бревна не замечаем. Будем же с любовью ко всем относиться и таким образом исполним закон Христов», - заключил проповедник.

По окончании Божественной Литургии отец Симеон всех поздравил с подготовительным Воскресеньем перед Великим Постом, с началом пения Постной Триоди и произнес проповедь:

«Смысл всей нашей христианской жизни не в каких-то великих внешних подвигах, а в том, чтобы мы стяжали дух сокрушенный и смиренный, как мы знаем из Псалтири. Тот дух сокрушенный, который явил преподобный Серафим Саровский – великий наш курский святой, когда он с этой молитвой мытаря «Боже! Милостив буди мне, грешному!» тысячу дней и ночей провел на камне. Вот ему-то казалось о прощении каких грехов просить, когда он вел такую святую жизнь, но он чувствовал себя грешным перед Богом и взывал вот этой самой молитвой мытаря. Поэтому вот такой замечательный пример у нас перед глазами. Дай Бог нам в какой-то степени ему следовать»

Затем проповедь произнес гость из Псково-Печерского монастыря - отец Августин, который отметил, что мученичество – это особый дар от Бога людям. Это не просто, когда человека арестовали и расстреляли, а когда человек прошел жизнь свою таким образом, чтобы Господь дал ему такой венец, которому Он редко кому дает. Такой венец мученичества сподобились принять наши с вами совсем не далекие предки. На примере священномученика Серафима (Чичагова) понятно, что такое мученичество. Он был из тех людей, который способствовал прославлению преподобного Серафима Саровского и он вымолил для него у Бога мученичество – вершину, красоту Церкви.

Мученичество – золото, которое очищено страданиями этих людей, бранью духовной. Нам даже не ведомо все то, что переживает мученик, когда он идет на Крест, но Господь его в то же время укрепляет так, что дает ему силы пройти этот путь до самого конца.

«Желаю всем, чтобы мы, живя, не теряли время, потому что «дни лукавы» (Еф. 5:16). Мы должны использовать, насколько это возможно, те дни, которые нам дал Господь в этой жизни для того, чтобы сделать себя такими, чтобы Господь мог и на нас опереться в трудную годину для Церкви. Мог найти в нас такую опору, которая бы позволила Ему дать нам мученичество, которое мы бы с Его благодатью прошли до конца. Всех вас поздравляю с праздником, дай Бог вам всего самого лучшего».

По окончании Божественной литургии был отслужен благодарственный молебен, после которого отец Симеон отметил, что «дай Бог нам всегда помнить замечательные слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все!» Слава Богу за скорбь и за радость, за зиму и лето и за весну и осень, за все прекрасное, что нам дается, и за испытания, которые делают нас сильнее и лучше».

Справка:

Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели поста на Утрене после песни «Воскресение Христово видевше» поются покаянные тропари. Первый из них – «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»:

«Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости».

Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение посту, а не его плодам, Церковь отменяет пост в среду и пятницу - поэтому она называется «сплошной седмицей», показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце.

За богослужением пел хор воспитанников семинарии под управлением регента, преподавателя церковного пения Олега Ивановича Рыльцова.

Исповедь принимал духовный наставник семинарии игумен Мелхиседек (Крахмалев).

Пресс-служба Курской духовной семинарии